Региональная инновационная площадка

«РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПОЗНАНИЯ» 
Идея проекта состоит в использовании возможностей рефлексивного обучения в процессе развития метапознания и умения учиться для преодоления учебной неуспешности.

Что такое рефлексивное обучение?

Рефлексивное обучение (практика) – это активный, динамичный, основанный на действии и этичный набор навыков, применяемый в реальном времени и позволяющий справляться с актуальными, сложными и трудными ситуациями, возникающими не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.

Рефлексия означает повторение, реконструирование, проигрывание и критический анализ собственных способностей преподавания и группирование обдуманных объяснений в критерии, по которым будут сделаны изменения к более эффективному образовательному процессу.

Рефлексивное обучение - это форма обучения, в которой учащийся размышляет о своем опыте обучения. Теория рефлексивного обучения называет его преднамеренным и сложным процессом, который признает роль социального контекста и опыта. Целями процесса являются прояснение и создание смысла в терминах «я», что затем приводит к изменению концептуальной перспективы.

Метопознание

Что мы знаем о своих когнитивных способностях? И как использовать эти знания для эффективного решения задач?

Метапознание — это знание человека о своем собственном познании и основанная на этом знании способность управлять своими познавательными процессами в ходе приобретения новых знаний. В современном мире метакогнитивные навыки становятся ключевыми в человеческом обучении.

Развитие метапознания начинается с двух других вопросов.

  • Прежде всего, с вопроса «Как ты это узнал?». Это заставляет школьника рефлексировать о том, как работала его память, как работало его внимание, как он мыслил.
  • И второй главный вопрос — «Зачем ты это узнал?», то есть для чего ребенку это знание, где оно может быть востребовано. И этот вопрос напрямую выводит нас на проблему мотивации — того самого, чего современному школьнику чаще всего не хватает.

Родители и учителя жалуются: «Он не хочет учиться, ему ничего не интересно». На самом деле оказывается, что ему может быть очень интересно, если он поймет, зачем ему это надо. Но пока ему никто не задал этот вопрос, может быть, сам он об этом и не задумывается.

Установочный семинар 11 октября 2022 года

11 октября 2022 года на базе ГАОУ ДПО «ЛОИРО» в дистанционном формате состоялась рабочая встреча двух инновационных команд - МКОУ «Новолисинская СОШ-интернат» и МОУ «Сланцевская СОШ № 2, совместно реализующих при сопровождении ГАОУ ДПО «ЛОИРО» инновационный проект «Рефлексивное обучение как средство развития метапознания». Школы, работающие в статусе РИП в рамках инновационной программы «Метапознание в обучении: формирование умения учиться и преодоление учебной неуспешности», обсудили на общей площадке ключевые мероприятия и условия, которые может создать учитель средствами рефлексивного обучения для развития метакогнитивных навыков обучающихся, опираясь на методическое сопровождение, предложенное ГАОУ ДПО «ЛОИРО» и командную работы учителей-предметников. 
Отдельные тематические выступления представили учителя, администраторы, педагоги-психологии специалисты ГАОУ ДПО «ЛОИРО» -научные руководители площадки:

  • Дедовец Лариса Андреевна, заместитель директора по УВР МКОУ «Новолисинская СОШ-интернат;
  • Демьянова Ольга Юрьевна, заведующий ЦНППМ, ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», к. психол.н.,
  • Ефимова Дарья Андреевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ Сланцевская СОШ № 2;
  • Кибитктна Анна Михайловна, педагог-психолог, МОУ Сланцевская СОШ № 2;
  • Стукалова Наталья Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Новолисинская СОШ-интернат».

Тематические практики работы педагога также представили учителя-предметники и научный руководитель - Зарагацкая Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Новолисинская СОШ-интернат», Комолова Ирина Юрьевна, учитель русского языка МОУ Сланцевская СОШ № 2 и Демьянова Ольга Юрьевна, заведующий ЦНППМ, доцент кафедры общеразвивающих предметов ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», к. психол.н.
Общее для всех начало работы по проекту с учетом первого инновационного продукта – «Веера вопросов» - состоится 19 октября 2022 года. Это значит, что все педагоги-участники программы смогут уже в первый день поделиться своим опытом с командой и получить обратную связь для улучшения своей практики от коллег и от учеников.

Презентация к семинару

Озвучить текст сайта

 

Рефлексивное обучение – это фундаментальный навык, который позволяет управлять своими познавательными процессами в ходе приобретения новых знаний.

Срок работы РИП

январь 2022 года - декабрь 2024 года

Состав творческой группы

Ефимова Дарья Андреевна, заместитель директора по ВР
Кибиткина Анна Михайловна, педагог-психолог
Комолова Ирина Юрьевна, учитель русского языка
Филиппова Лилия Александровна, учитель математики
Макарова Эльвира Николаевна, учитель иностранного языка

Удостоверения о повышении квалификации

Все участники творческой группы прошли обучение по программе повышения квалификации "Метокогнитивное обучение в школе в контексте требований ФГОС ООО: формы организации, образовательные технологии и инструменты" на базе ГАОУДПО "ЛОИРО" в марте-июне 2022 года:

Документы

Распоряжение  КОиПО ЛО № 1302-р от 21.06.2022 г "Об организации инновационной деятельности в системе в системе образования Ленинградской области"

Программа реализации ИД 22-23 «Рефлексивное обучение как средство развития метапознания» на 2022-2023 учебный год

Конкретизированная  план-карта в соответствии с календарным периодом реализации инновационного «Рефлексивное обучение как средство развития метапознания» на 2022-2023 учебный год

Дорожная карта-план ИД 22-23 учебный год

Положение об инновационной площадке

Копия заявки на признание РИП

План работы РИП