Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения образовательной программы.
Система оценки качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в образовательном учреждении в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.
Мониторинг – систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
Диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов.
Экспертиза – процесс получения коллективного экспертного суждения в форме экспертной оценки о педагогическом объекте, явлении, процессе на основе глубокого и качественного изучения всех характеризующих свойств объекта (явления, процесса) путем использования различных методик, при наличии разработанных критериев педагогической экспертизы и компетентных экспертов.
Измерение – процесс присвоения чисел для отображения интересующих свойств, в соответствии с требованиями науки.
В управлении качеством образования измерение – это оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и т.д.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам, федеральным государственным образовательным стандартам.
Оценка качества образования осуществляется посредством:
-
лицензирования;
-
государственной аккредитации;
-
государственной итоговой аттестации выпускников;
-
внешнего мониторинга качества образования (НИКО, ВПР, РИКО, МИКО и другие);
-
система внутренней оценки условий, содержания и качества результатов образования;
-
педагогических, социологических и психологических исследований.
В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
-
образовательная статистика;
-
промежуточная и итоговая аттестация;
-
мониторинговые исследования;
-
социологические опросы;
-
отчеты работников школы;
-
посещение уроков и внеклассных мероприятий;
-
данные ГИС "Сосвеменное образование Лениинградской области", электронного журнала